Конкурс
«ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ»

20 ноября 2025 года на площадке РГГУ состоялся Всероссийский круглый стол «Россия в системе глобальной образовательной и трудовой миграции: тенденции и механизмы управления», с международным участием представителей из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Лаосской Народно-Демократической Республики.

 

Эксперты-исследователи в области образовательной и трудовой миграции, миграционной политики, молодые ученые, преподаватели, аспиранты ведущих вузов страны и 6 государств из Центральной и Юго-восточной Азии обсудили актуальные вопросы образовательной и трудовой миграции в условиях международной конкуренции за высококвалифицированных молодых специалистов. Участники рассмотрят ключевые проблемы и перспективы привлечения иностранных студентов в российские вузы, включая вопросы рекрутинга, продвижения образовательных программ и международного сотрудничества. Отдельное внимание было уделено разработке эффективных моделей адаптации иностранных студентов, обеспечивающих их успешную интеграцию в образовательное и социокультурное пространство России.


С приветственным словом к участникам круглого стола обратились главный научный сотрудник, Институт социальной демографии ФНИСЦ РАН Виктория Леденева и ведущий аналитик Центра социально-политических исследований и информационных технологий РГГУ Ольга Ролдугина.


В своем докладе Ольга Юрьевна остановилась на различных аспектах организации деятельности российских вузов в области адаптации и интеграции иностранных студентов в вузовскую социально-культурную среду в рамках Концепции миграционной политики на 2026-2030 годы и обсуждения проекта Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2036 года.


О перспективах диверсификации потоков трудовой миграции выступил кандидат исторических наук, заведующий Сектором социально-трудовых отношений и социальной мобильности Центра проблем развития и модернизации ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова РАН» Виктор Комаровский.


Большое внимание привлекло выступление кандидата юридических наук, ведущего научного сотрудника Институт социальной демографии ФНИСЦ РАН Веры Скоробогатовой о правовых механизмах образовательной миграции.

 

В своем выступлении начальник управления по международной деятельности Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) Татьяна Дмитриева рассказала о проблеме эффективного использования потенциала образовательной миграции, возможностях высшей школы.

 

Опытом организации обучения и адаптации студентов из Лаоса в образовательных учреждениях России поделились заместитель директора Центра социологических исследований «14-35» Елена Рябова и главный специалист-эксперт Представительства Россотрудничества в Лаосской Народно-Демократической Республике Ольга Мурашова.


Проблемы использования сетевых форм взаимодействия в сфере высшего образования в формировании межкультурных компетенций и решении адаптационных проблем иностранных студентов затронули в своих выступлениях доцент кафедры международных гуманитарных связей ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» Елена Эльц и генеральный директор ООО «Институт Управления Ресурсностью» Ирина Куриленко, а также Елена Самофалова.

 

О вкладе образовательной миграции в экономику Кыргызстана рассказала сотрудник Кыргызско-Российского славянского университета имени Б.Н. Ельцина Б.А. Сыдыгалиева. Проблемы распространения ВИЧ инфекций в контексте миграции рассказала кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Кыргызской государственной медицинской академии им. И. К. Ахунбаева Гулжамал Чоюбекова.


Киселева Екатерина, доцент кафедры международного права Юридического института, Российский университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы и Багаудинова Салимат Ахмедовна, аспирант кафедры международного права Юридического института Российского университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы в совместном докладе обратили внимание на дополнительные пути допуска беженцев в контексте образовательной миграции.